Сарданапал и его смерть на картине Делакруа

Сарданапал — это мифический царь Ассирии, который правил за 64 года до основания Рима. Он был тридцать третьим потомком Нина, основателя Ниневии, столицы Ассирии. Сарданапал известен своей роскошной и распутной жизнью, которая привела к упадку и разрушению его царства.

Легенда о Сарданапале основана на не сохранившемся трактате древнегреческого историка Ктесия «Персика», который рассказывал о восточных народах. Ктесия, вероятно, смешал истории разных ассирийских царей, таких как Синаххериб, Ашшурбанапал и Син-шар-ишкун, и приписал им имя Сарданапал, которое звучало похоже на ассирийское Сар-ду-кин («царь сильный»).

По легенде, Сарданапал был слабым и женственным правителем, который предпочитал заниматься праздностью и наслаждениями, чем управлять своей империей. Он построил два города — Анхиал и Тарс — и украсил их золотом и драгоценными камнями. Он также собрал огромную коллекцию книг, в которых были записаны все виды наук и искусств. Он одевался в женскую одежду, красил глаза и ногти, и сучил пурпурную нить среди своих наложниц и евнухов.

Такой образ жизни Сарданапала вызвал недовольство и презрение у его подданных и соседей. Восстал против него мидийский царь Арбак, который объединился с вавилонцами, персами и другими народами. Они осадили Ниневию и взяли её штурмом. Сарданапал, узнав о поражении, решил не сдаваться врагам, а погибнуть со всем своим богатством и любовницами. Он приказал построить огромный костёр во дворце и бросить в него все свои сокровища, книги, животных и женщин. Сам он лег на свою перину и подождал, пока огонь не поглотит его. Так он хотел продемонстрировать своё презрение к миру и свою верность своим удовольствиям.

Легенда о Сарданапале оказала большое влияние на европейскую культуру. Его имя стало символом роскоши, разврата и самоубийства. О нём писали поэты, драматурги, художники и музыканты. Самым известным произведением, посвящённым Сарданапалу, является картина Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала», которая изображает последние моменты его жизни во всей их драматичности и эмоциональности.

Как Байрон переосмыслил историю Сарданапала в своей драме

Сарданапал — это легендарный царь Ассирии, который, по преданию, предпочитал роскошную и развратную жизнь воинственным подвигам. Когда его столица Ниневия была осаждена мятежниками, он, не желая попасться в их руки, сожег себя и свой гарем на погребальном костре. Эта история была известна Джорджу Байрону по произведениям древних историков, таких как Диодор Сицилийский, Ктесий и Ксенофонт. Однако Байрон не просто пересказал ее в своей трагедии, а сделал свою собственную интерпретацию, в которой отразил свое мировоззрение и эстетику.

Во-первых, Байрон изменил характер Сарданапала, придав ему черты романтического героя. В древних источниках Сарданапал изображается как слабый и женственный царь, который презирает своих подданных и не знает ни чести, ни долга. В трагедии Байрона он — человек, который любит жизнь и красоту, который не жаждет власти и войны, который стремится к счастью и свободе. Он не боится смерти, но не спешит ее встречать. Он готов сражаться за свое царство, но не ради славы или деспотизма, а ради мира и справедливости. Он не презирает своих врагов, а уважает их храбрость. Он не жесток к своим женщинам, а нежен и верен им. Он не эгоист, а щедр и благороден.

Во-вторых, Байрон добавил в сюжет новых персонажей, которые играют важную роль в развитии действия и характера Сарданапала. Одним из них является Мирра — ионийская рабыня, которая становится возлюбленной Сарданапала. Она — единственная, кто понимает и разделяет его душевный мир, кто поддерживает и вдохновляет его. Она — символ красоты, любви и верности, которые Сарданапал ценит выше всего. Другим персонажем является Салемен — шурин Сарданапала, который является его противоположностью. Он — воин и патриот, который презирает Сарданапала за его мягкость и бездействие, который хочет спасти Ассирию от позора и разрушения. Он — символ чести, долга и храбрости, которые Сарданапал не понимает и не разделяет.

В-третьих, Байрон изменил финал истории, сделав его более драматичным и трагичным. В древних источниках Сарданапал сжигает себя и свой гарем по своему желанию, не дожидаясь штурма врагов. В трагедии Байрона он делает это, когда враги уже ворвались в его дворец, и когда он уже потерял все, что любил. Он сжигает себя и Мирру, чтобы не попасться в руки мятежников, которые хотят убить его и осквернить ее. Он сжигает свой гарем, чтобы освободить своих женщин от рабства и насилия. Он сжигает свои сокровища, чтобы не дать их врагам. Он сжигает свой дворец, чтобы сделать его памятником своей любви и гибели.

Таким образом, Байрон переосмыслил историю Сарданапала в своей драме, придав ей романтический характер и философский смысл. Он сделал из Сарданапала не презренного тирана, а великого поэта, который жил и умер по своим законам, не подчиняясь ни обществу, ни судьбе. Он показал, что Сарданапал был не слабым и женственным царем, а сильным и мужественным человеком, который сознательно выбрал жизнь, полную красоты и любви, а не войны и насилия. Он изобразил, как Сарданапал сталкивается с противоречиями своего времени и своего характера, как он пытается найти смысл и цель своего существования, как он гибнет, не сдаваясь и не отрекаясь от своих идеалов.

Читайте также:  Моне и Мане: сравнение стилей и вклада в искусство

Как Делакруа вдохновился пьесой Байрона и создал свою картину

Эжен Делакруа был одним из самых выдающихся представителей романтизма во французской живописи. Его творчество отличалось яркостью красок, драматизмом композиций и свободой выражения. Делакруа часто обращался к историческим и литературным сюжетам, вдохновляясь произведениями Данте, Шекспира, Гете и Байрона.

Одним из таких произведений была трагедия Байрона «Сарданапал», написанная в 1821 году. В ней поэт рассказал о легендарном царе Ассирии, который, узнав о восстании против него, решил совершить самоубийство, предварительно уничтожив все свои богатства и наложниц. Байрон изобразил Сарданапала как человека, презирающего жизнь и смерть, но способного на великодушие и любовь. Поэт также придал своему герою черты своей собственной личности, известной своими скандальными романами и политическими взглядами.

Делакруа прочитал пьесу Байрона в 1823 году и был поражен ее силой и красотой. Он решил создать картину на эту тему, которая стала одним из его главных произведений. Делакруа работал над картиной с 1826 по 1827 год и представил ее на Салоне в 1828 году. Картина вызвала бурную реакцию публики и критики, которые то восхищались, то осуждали ее за излишнюю жестокость и сенсуальность. Делакруа не стремился к точности в изображении исторических деталей, а сконцентрировался на передаче эмоций и настроения. Он использовал яркие и контрастные цвета, свободный и динамичный мазок, а также асимметричную и напряженную композицию. Делакруа также внес некоторые изменения в сюжет Байрона, например, заменил трон Сарданапала на роскошное ложе и добавил больше персонажей на картине.

Картина «Смерть Сарданапала» стала одним из символов романтизма в искусстве и повлияла на многих художников и композиторов, таких как Берлиоз, Лист, Моро и другие. Она также отражала дух своего времени, когда в Европе происходили революционные события и распространялись идеи свободы и индивидуализма.

Какие изменения внес Делакруа в сюжет и почему

Делакруа, создавая свою картину «Смерть Сарданапала», опирался на драму Байрона, но не следовал ей буквально. Он внес некоторые изменения в сюжет, которые придали его произведению большую экспрессию и драматизм.

Вот некоторые из этих изменений:

  • В пьесе Байрона Сарданапал решает сжечь себя и свой дворец, когда узнает, что его враги взяли город и прорвались к стенам дворца. Он хочет умереть с честью, не даваясь в плен. В картине Делакруа Сарданапал еще не знает о том, что его царство пало. Он лежит на ложе, окруженный своими наложницами, животными и сокровищами, которые он приказал убить и сжечь. Он выглядит расслабленным и наслаждающимся своей последней оргией

Какая была реакция критиков и публики на картину Делакруа

Картина «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа была выставлена в Салоне Лувра в 1827—1828 годах и сразу же вызвала отрицательные отзывы критиков. Её критиковали за авторские ошибки в перспективе и за царящий на переднем плане хаос. Также Делакруа был обвинён в эротомании и смаковании жестокости. Однако художнику удалось передать происходящее живыми и яркими красками, целью Делакруа было потрясти и взволновать зрителя.

Публика также была шокирована сценой насилия и разврата, изображённой на картине. Многие считали, что картина не соответствует духу классицизма и исторической достоверности. Некоторые даже усматривали в ней политический подтекст, связанный с революционными событиями во Франции.

Однако картина также нашла своих поклонников, в особенности среди молодых художников, которые восхищались мастерством и смелостью Делакруа. Среди них были Теодор Жерико, Поль Деларош, Гюстав Курбе и другие. Они считали, что картина Делакруа открывает новые горизонты для искусства и выражает дух романтизма.

Таким образом, картина «Смерть Сарданапала» стала одним из самых спорных и влиятельных произведений Делакруа, которое разделило мнения критиков и публики, но также стимулировало творчество других художников.

Какие художественные средства использовал Делакруа для передачи драматизма и эмоций

Эжен Делакруа, в своей картины «Смерть Сарданапала», мастерски использовал различные художественные приемы для эффективной передачи драматизма и насыщенных эмоций. Ниже приведены основные методы, которые он применил:

  • Использование яркой цветовой гаммы: Делакруа привлек внимание зрителя с помощью ярких и насыщенных цветов. Краски создают впечатление насилия и хаоса, что соответствует трагическому сюжету произведения.
  • Динамичная композиция: Художник смело играл с композицией, создавая динамичные и неустойчивые позы фигур. Это придавало произведению напряженность и подчеркивало трагические события на полотне.
  • Экспрессивные мазки кисти: Делакруа использовал широкие и энергичные мазки кисти, что добавляло произведению выразительности. Эти мазки создавали атмосферу бурного действия и страсти.
  • Символические элементы: Художник внес в картины символические элементы, усиливающие эмоциональную нагрузку произведения. Например, разбросанные вещи и атрибуты указывают на хаос и гибель.

Таким образом, Делакруа смело экспериментировал с художественными средствами, чтобы максимально эффективно передать драму и эмоциональную глубину событий, происходящих на его полотне.

Какая символика и идеология скрыта за образом Сарданапала

Сарданапал — это не только историческая личность, но и символ распада и деградации цивилизации. Его образ был использован разными писателями и художниками для выражения своих взглядов на историю, политику и мораль. В этой части статьи мы рассмотрим, какая символика и идеология скрыта за образом Сарданапала в пьесе Байрона, картине Делакруа и других произведениях искусства.

В пьесе Байрона «Сарданапал» царь Ассирии изображается как человек, который предпочитает наслаждаться жизнью, а не заниматься государственными делами. Он любит свою жену Мирру, которая является греческой рабыней, и не желает воевать с восставшими против него народами. Он также отказывается от жестокости и тирании, которые были свойственны его предшественникам. Однако, когда он узнает, что его дворец осажден врагами, он решает покончить с собой и своими близкими, чтобы не попасть в плен. Он приказывает сжечь все свои сокровища и устроить погребальный пир, на котором он, его жена, его наложницы и его верные слуги умирают от яда или меча.

Читайте также:  Фурсона: уникальный способ самовыражения

Байрон создал образ Сарданапала как антитезу образу Наполеона, который был для него воплощением амбиции, войны и деспотизма. Байрон восхищался Сарданапалом за его чувственность, гуманизм и страсть к свободе. Он также видел в нем своеобразного романтического героя, который противостоит судьбе и обществу. Байрон писал, что Сарданапал — это «последний из древних царей, который умер за свою любовь и свою страну» . Однако, Байрон также признавал, что Сарданапал был слабым и безответственным правителем, который привел свою империю к гибели. Он показал, что Сарданапал не смог защитить свой народ от внешних и внутренних врагов, и что его самоубийство было не героическим поступком, а проявлением эгоизма и тщеславия.

В картине Делакруа «Смерть Сарданапала» художник вдохновился пьесой Байрона, но внес некоторые изменения в сюжет и почему. Делакруа изобразил момент, когда Сарданапал лежит на роскошном ложе, окруженный телами своих женщин, животных и слуг, которых он приказал убить. На заднем плане виден пожар, который разгорается во дворце. Сарданапал выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им оргией. Он не проявляет ни страха, ни сожаления, ни сострадания. Он лишь поднимает руку, как бы давая знак своему верному евнуху, чтобы тот добил его мечом.

Делакруа создал образ Сарданапала как символ распада и деградации цивилизации. Его картина отражает его критическое отношение к современному ему обществу, которое он считал коррумпированным, лицемерным и подверженным революционным потрясениям. Делакруа также выразил свою фасцинацию Востоком, который он посетил в 1832 году. Он изобразил Сарданапала как воплощение восточной чувственности, экзотики и жестокости. Он также использовал яркие и контрастные цвета, чтобы передать драматизм и эмоции сцены. Его картина вызвала скандал и негодование критиков, которые обвинили его в эротомании и смаковании жестокости. Однако, его картина также повлияла на других художников, таких как Гюстав Курбе, Поль Гоген и Пабло Пикассо, которые восхищались его мастерством и смелостью.

В других произведениях искусства образ Сарданапала также имеет разную символику и идеологию. Например, в опере Викторена де Жонсьера «Сарданапал» царь Ассирии изображается как благородный и мужественный герой, который жертвует собой и своей любовью ради своего народа. В картине Форда Мэдокса Брауна «Сон Сарданапала» царь Ассирии изображается как мечтатель и поэт, который видит во сне свою будущую смерть. В романе Бальзака «Шагреневая кожа» главный герой Валантен, рассказывая другу о мучениях несчастной любви, сравнивает себя с бросившимся в костер Сарданапалом.

Таким образом, образ Сарданапала имеет множество значений и интерпретаций в разных произведениях искусства. Он может быть использован как символ распада и деградации цивилизации, как антитеза амбиции и войны, как воплощение чувственности и свободы, как пример благородства и жертвенности, как мечтатель и поэт, как несчастный любовник и самоубийца. Он также отражает взгляды и чувства авторов, которые создавали его образ.

Как картина Делакруа повлияла на других художников и композиторов

Картина Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала» (1827) является одним из шедевров романтической живописи, которая произвела большое впечатление на современников и последователей художника. Делакруа вдохновился драмой английского поэта Джорджа Байрона «Сарданапал» (1821), в которой рассказывается о последних моментах жизни ассирийского царя, решившего умереть в пламени своего дворца вместе со своими любовницами, рабами и сокровищами, чтобы не попасть в руки врагов. Делакруа создал картину, полную драматизма, насилия, страсти и красоты, используя яркие и контрастные цвета, свободную и динамичную манеру письма, экзотические детали и смелую композицию.

Картина Делакруа вызвала разные реакции у критиков и публики. Некоторые восхищались ее силой и оригинальностью, другие осуждали ее за беспорядок, бесчинство и непристойность. Однако нельзя отрицать, что картина Делакруа оказала влияние на многих художников и композиторов, которые увидели в ней новые возможности для выражения своих идей и чувств. Среди них можно назвать следующих:

  • Поль Гоген (1848-1903) — французский художник, один из основоположников постимпрессионизма. Гоген был восхищен картиной Делакруа и считал его своим учителем. Он перенял у Делакруа любовь к экзотике, цвету и свободе формы. Гоген создал несколько картин, посвященных Сарданапалу, в которых он изобразил его как символ декадентства и разложения западной цивилизации. Одна из таких картин — «Сарданапал» (1893), на которой Гоген изобразил себя в образе царя, окруженного женщинами и предметами искусства.
  • Эдуард Мане (1832-1883) — французский художник, один из основателей импрессионизма. Мане был под впечатлением от картин Делакруа, особенно от его использования цвета и света. Мане также заимствовал у Делакруа некоторые сюжеты, например, «Исполнение императора Максимилиана» (1867), вдохновленное картиной Делакруа «Исполнение доги Форнарины» (1826). Мане также воссоздал образ Сарданапала в своей картине «Смерть Кристофера Колумба» (1859), где он изобразил знаменитого мореплавателя как жертву несправедливости и жестокости.
  • Гектор Берлиоз (1803-1869) — французский композитор, один из ведущих представителей романтизма в музыке. Берлиоз был другом и поклонником Делакруа, с которым он делил интерес к литературе, истории и экзотике. Берлиоз написал несколько музыкальных произведений, вдохновленных картинами и дневниками Делакруа, например, симфонию «Гарольд в Италии» (1834), увертюру «Корсар» (1844) и оперу «Троянцы» (1856-1858). Берлиоз также планировал написать оперу по мотивам драмы Байрона «Сарданапал», но так и не осуществил свой замысел.

Как видим, картина Делакруа «Смерть Сарданапала» стала не только проявлением романтического духа своего времени, но и источником вдохновения для многих поколений художников и композиторов, которые нашли в ней новые смыслы и выразительные средства.

Как картина Делакруа соотносится с его другими произведениями на революционные темы

Картина «Свобода, ведущая народ» не является единственным произведением Эжена Делакруа, посвященным революционным событиям. Художник, живший в эпоху политических потрясений и национальных борьб, неоднократно обращался к этой теме в своих работах. Некоторые из них можно перечислить в следующем списке:

  • «Греция на руинах Миссолонги» (1826) — картина, посвященная осаде греческого города Миссолонги турецкими войсками в 1825—1826 годах во время греческой войны за независимость. Делакруа изобразил момент, когда горожане, предпочитая смерть рабству, взорвали свои пороховые склады, уничтожив себя и часть врагов. На переднем плане картины видна женщина в национальном греческом костюме, символизирующая Грецию, окруженная трупами своих соплеменников. Картина вызвала большой резонанс во Франции, где симпатизировали греческому народу и поддерживали его борьбу за свободу .
  • «Свобода, ведущая народ» (1830) — картина, посвященная июльской революции 1830 года во Франции, которая свергла абсолютистского короля Карла X и привела к восстановлению конституционной монархии под Луи-Филиппом I. Делакруа изобразил эпизод боев на улицах Парижа, где разные слои населения, объединенные под трехцветным флагом республики, штурмуют баррикады. В центре картины стоит аллегорический образ Свободы в виде женщины с фригийским колпаком, ведущей народ к победе. Картина стала одним из самых известных и влиятельных произведений Делакруа и символом французского национального духа .
  • «Свобода, ведущая народ на баррикады» (1848) — картина, посвященная февральской революции 1848 года во Франции, которая свергла короля Луи-Филиппа I и привела к провозглашению Второй республики. Делакруа изобразил сцену, похожую на ту, что он запечатлел в своей знаменитой картине 1830 года, но с некоторыми изменениями. На этот раз Свобода не идет впереди народа, а поднимается на баррикаду, поддерживаемая двумя мужчинами. Она несет не только флаг, но и копье с фригийским колпаком. На заднем плане видны здания Нотр-Дама. Картина была написана по заказу правительства республики, но не была закончена и не была выставлена публике. Сейчас она находится в частной коллекции .
Читайте также:  Как нарисовать эскиз ангела: советы и примеры

Из сравнения этих картин можно сделать вывод, что Делакруа интересовался не только французской, но и европейской историей, особенно теми событиями, которые связаны с борьбой за свободу и национальное самоопределение. Он пытался передать драматизм и эмоциональность этих моментов, используя яркие краски, динамичные композиции и символические образы. Он также демонстрировал свою солидарность с революционными движениями, выражая свои политические взгляды через своё искусство.

Как картина Делакруа отражает его личность и мировоззрение

Картина «Смерть Сарданапала» является одним из самых известных и скандальных произведений Эжена Делакруа, французского художника-романтика. Она была написана в 1827 году по мотивам драмы английского поэта Джорджа Гордона Байрона о последних часах жизни ассирийского царя Сарданапала, который решил сжечь себя и свой дворец вместе со всеми своими сокровищами и наложницами, чтобы не попасть в руки врагов . Картина вызвала бурную реакцию критиков и публики, которые то восхищались, то осуждали её за излишнюю жестокость, сенсуальность и экзотику. Но что заставило Делакруа создать такое полотно? Как оно отражает его личность и мировоззрение?

Делакруа был человеком неординарным, страстным и свободолюбивым. Он родился в 1798 году, в период Французской революции, и всю свою жизнь был свидетелем и участником политических и социальных потрясений в своей стране. Он был приверженцем республиканских идеалов и поддерживал борьбу за национальное освобождение других народов. Он также был любопытным искателем новых впечатлений и знаний, который путешествовал по Европе и Северной Африке, изучал разные культуры и искусства, читал много литературы и философии. Он стремился выразить свою индивидуальность и своё видение мира через своё творчество, не подчиняясь академическим правилам и общественным нормам. Он был романтиком в полном смысле этого слова.

Картина «Смерть Сарданапала» отражает многие черты личности и мировоззрения Делакруа. Во-первых, она демонстрирует его интерес к истории и экзотике, его желание показать необычный и далёкий мир, полный страсти, красоты и насилия. Делакруа вдохновился пьесой Байрона, которая была написана на основе легенды о Сарданапале, а также своими впечатлениями от поездки в Марокко, где он увидел яркие краски, ориентальные узоры и сцены жизни местных жителей. Он создал картину, которая поражает своей цветовой гаммой, динамикой композиции и детальностью изображения. Он не стремился к исторической точности, а скорее к художественному воздействию на зрителя.

Во-вторых, картина отражает его революционный дух и его протест против тирании и угнетения. Делакруа изменяет сюжет пьесы Байрона, делая Сарданапала не слабым и развращённым деспотом, а гордым и смелым героем, который предпочитает умереть, чем сдаться. Он также делает его похожим на себя, используя свой автопортрет в качестве модели для лица царя. Делакруа выражает своё уважение к Сарданапалу, который выбирает свободу и смерть, а не рабство и жизнь. Он также критикует жестокость и бессмысленность войны, показывая ужасы, которые сопровождают её.

В-третьих, картина отражает его эстетические принципы и его стремление к новаторству в искусстве. Делакруа отступает от классицизма, который доминировал во французской живописи того времени, и создаёт свой собственный стиль, основанный на свободном использовании цвета, света и тени, на контрасте холодных и тёплых тонов, на передаче движения и эмоций. Он также экспериментирует с перспективой и ракурсом, делая зрителя свидетелем событий, а не наблюдателем. Он не стремится к идеализации и гармонии, а скорее к реализму и драматизму. Он создаёт картину, которая воздействует на чувства и воображение зрителя, а не на его разум и суждение.

Таким образом, картина «Смерть Сарданапала» является выражением личности и мировоззрения Эжена Делакруа, его интересов, убеждений, идеалов и ценностей. Она также является вехой в истории искусства, которая открыла новые горизонты для живописи и повлияла на многих последующих художников.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
sloboda-balaklava.ru