Как Сталин боролся с космополитизмом и что это значило для советского общества

Космополитизм — это идеология, которая призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру. Согласно Дж. Р. Солу, космополитизм — это мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма . Космополитизм зародился в Древней Греции, мысли о мировом гражданстве высказывал ещё Сократ, но впервые провозгласил себя «космополитом» Диоген .

В СССР космополитизм был подвергнут жесткой критике и преследованию, так как считался реакционной буржуазной идеологией, проповедующей отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающей государственный и национальный суверенитет и выдвигающей идеи «мирового государства», «мирового гражданства» . Борьба с космополитизмом велась в различных сферах общественной жизни, в том числе в литературе, искусстве, науке, архитектуре, еврейской культуре. Она сопровождалась обвинениями советских евреев в «безродном космополитизме» и враждебности к патриотическим чувствам советских граждан, а также их увольнениями со многих постов и должностей и арестами . Борьба с космополитизмом была связана с послевоенным подъемом патриотических чувств, особенно русского патриотизма, которые поддерживались официальной пропагандой. Однако для своего утверждения эта идеология нуждалась в антитезе — «образе врага», который и был создан в лице «американских империалистов» вовне и «низкопоклонников перед Западом» и «безродных космополитов» — внутри .

Борьба с космополитизмом началась в 1948 году после публикации в журнале «Звезда» статьи «Против вульгаризации советского патриотизма» , в которой были осуждены некоторые советские писатели за их «недостаточную любовь к Родине» и «подражание западным образцам». Статья вызвала широкий резонанс и послужила поводом для кампании по борьбе с космополитизмом в литературе и искусстве, которая затронула многих известных деятелей культуры, таких как А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Шолохов, С. Эйзенштейн, Д. Шостакович и другие. В 1949 году кампания распространилась на естественные и гуманитарные науки, в которых также были выявлены «космополитические» тенденции и «низкопоклонство перед Западом». Были подвергнуты критике и запрещены некоторые научные направления, такие как генетика, кибернетика, лингвистика, история, философия, литературоведение. Многие ученые и интеллектуалы были лишены своих должностей, изданий, наград, а некоторые — арестованы и расстреляны. В 1950 году кампания затронула архитектуру, в которой были осуждены «формалистические» и «космополитические» стили, такие как модернизм и функционализм, и был провозглашен советский классицизм как национальный стиль. В 1951—1952 годах кампания достигла своего апогея в репрессиях против еврейской культуры, которая была объявлена «националистической» и «космополитической». Были закрыты все еврейские театры, журналы, издательства, организации, были убиты или арестованы многие еврейские писатели, поэты, актеры, художники, ученые, общественные деятели. Был подготовлен план массового выселения евреев в Сибирь, который, однако, не был осуществлен .

Борьба с космополитизмом сворачивалась после смерти Сталина в 1953 году. В 1956 году на XX съезде КПСС была осуждена «культ личности» Сталина и начался процесс «оттепели», в ходе которого были реабилитированы многие жертвы репрессий, в том числе обвиняемые в космополитизме. Были восстановлены некоторые запрещенные научные направления и культурные течения, были возвращены к жизни некоторые еврейские организации и издания. Однако полностью космополитизм не был очищен от негативной оценки, и в последующие годы в СССР продолжалась борьба с «идеологическими отклонениями» и «влиянием буржуазной культуры».

Таким образом, космополитизм в СССР имел двойственное значение. С одной стороны, он выражал стремление к мировому гражданству, культурному обмену, научному прогрессу, свободе мысли и творчества. С другой стороны, он служил поводом для политических репрессий, националистического фанатизма, культурной

Послевоенные идеологические кампании по борьбе с космополитизмом в СССР

После Второй мировой войны в СССР началась серия идеологических кампаний, направленных на борьбу с космополитизмом — явлением, рассматриваемым как нежелательное вмешательство западной культуры и иностранных идей в советскую общественную жизнь. Это привело к жесткому контролю над искусством, литературой, наукой и образованием в стране.

Изначально кампания была направлена на борьбу с «коренными космополитами», которые представлялись как люди, лишенные патриотических чувств, ориентированные на западные стандарты и оторванные от советской реальности.

В ходе этой кампании были выдвинуты обвинения в «буржуазной космополитичности», подразумевая, что идеи и творчество носят в себе признаки иностранности и несоветскости. Литераторы, художники, ученые стали подвергаться давлению и репрессиям.

Была ужесточена цензура: произведения подвергались строгой проверке на предмет соответствия идеологическим нормам. Многие произведения были запрещены или подвергались цензуре, если они не соответствовали официальной идеологии.

Такие кампании внесли значительные изменения в культурную жизнь СССР, создавая атмосферу страха и самоцензуры среди творческих личностей.

Роль безродного космополита в идеологической борьбе

В советской пропаганде послевоенного периода термин «безродный космополит» стал символом враждебности к советскому государству и народу, а также отсутствия национальной идентичности и патриотизма. Под этим ярлыком попадали преимущественно еврейские интеллектуалы, которые занимались наукой, литературой, искусством, медициной и другими сферами деятельности. Они обвинялись в том, что они служат интересам западных стран, пропагандируют космополитические идеи, игнорируют русскую и советскую культуру, историю и достижения, и подрывают единство советского народа.

Термин «безродный космополит» был введен в оборот в 1949 году в статье «О вреде космополитизма и о национальном лице советской культуры», опубликованной в журнале «Большевик». Автор статьи, секретарь ЦК ВКП (б) А. А. Кузнецов, утверждал, что «безродные космополиты» — это «люди, не имеющие ни родины, ни нации, ни культуры, ни языка, ни веры, ни чести, ни совести». Он призывал к борьбе с космополитизмом как с «идеологией врагов народа» и «средством разложения советского общества».

В том же году в газете «Правда» была опубликована статья «О безродных космополитах», в которой были названы конкретные имена писателей, поэтов, критиков, журналистов, переводчиков, редакторов и других представителей литературной среды, которые якобы проявляли космополитические тенденции в своих работах. Среди них были Б. Пастернак, А. Ахматова, И. Эренбург, И. Селиванов, С. Маршак, И. Ильф, Е. Петров, С. Михалков, В. Катаев, Л. Кассиль, С. Яшин и многие другие. Они обвинялись в том, что они «подражают западным образцам», «пренебрегают национальными традициями», «искажают советскую действительность», «подвергают нападкам советских писателей», «пропагандируют культ личности и индивидуализм», «восхваляют буржуазные ценности» и т.д. Статья заканчивалась призывом к «беспощадной борьбе с безродными космополитами, которые пытаются развратить советскую литературу и искусство».

Читайте также:  Фуэнте Овехуна: сюжет и главные идеи комедии Лопе де Вега

В результате кампании по борьбе с космополитизмом многие еврейские интеллектуалы были уволены с работы, лишены членства в Союзе писателей, издательствах, журналах, академиях наук и искусств, а также подвергнуты арестам, судам, ссылкам и расстрелам. Некоторые из них были обвинены в участии в так называемом «деле космополитов», которое предполагало существование заговора еврейских врачей, планировавших убийство советских лидеров. Другие были обвинены в связях с «сионистскими организациями», «американскими шпионами», «троцкистами» и «националистами». Некоторые из них покончили с собой, не выдержав давления и преследований.

Роль безродного космополита в идеологической борьбе заключалась в том, что он служил в качестве «внутреннего врага», который должен был мобилизовать советский народ на защиту своей родины, культуры и идеологии от влияния и агрессии западных стран. Он также должен был дискредитировать и уничтожить еврейскую культуру и идентичность в СССР, которые считались несовместимыми с советским патриотизмом и социализмом. Он, наконец, должен был обеспечить лояльность и подчинение советской интеллигенции руководству страны и партии, которые выступали в роли единственных защитников и покровителей советского народа.

Кампания по борьбе с космополитизмом была свернута после смерти Сталина в 1953 году, когда начался процесс «оттепели» и «разоблачения культа личности». Многие жертвы кампании были реабилитированы, а их работы были возвращены в общественное обращение. Однако термин «безродный космополит» до сих пор остается в русском языке как оскорбительное и антисемитское выражение.

Начало компании по борьбе с космополитизмом в СССР

Космополитизм — это идеология, которая отрицает национальную принадлежность человека и признаёт его гражданином мира. В СССР космополитизм рассматривался как проявление антипатриотизма, враждебности к советскому государству и культуре, заискивания перед западным миром. Борьба с космополитизмом в СССР была одной из идеологических кампаний, проводимых в послевоенный период с 1948 по 1953 годы.

Начало кампании по борьбе с космополитизмом в СССР связано с победой в Великой Отечественной войне, подъёмом патриотических чувств среди населения и обострением международной обстановки. Советское руководство, во главе с И.В. Сталиным, стремилось укрепить свою власть, подавить любые проявления независимости и критики, создать образ врага, который угрожает советскому строю. В качестве такого врага были выбраны «американские империалисты», которые, по мнению пропаганды, планировали развязать третью мировую войну против СССР. Внутри страны же врагами были объявлены «безродные космополиты», которые якобы поддерживали интересы западных держав и противостояли советскому патриотизму.

Первым сигналом к началу кампании по борьбе с космополитизмом в СССР стал тост Сталина на приёме в Кремле 24 мая 1945 года, в котором он выделил роль русского народа как «наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав Советского Союза» . Это дало повод для развития русского национализма и великодержавия в советской идеологии. В августе 1946 года были приняты постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», а также о репертуаре театров, в которых критиковались произведения и постановки, содержащие элементы буржуазной идеологии и морали, заискивание перед Западом, дух низкопоклонства . В 1947 году были организованы «суды чести» над некоторыми учёными, которых обвиняли в антипатриотических и антигосударственных поступках . В 1948 году был расформирован Музей нового западного искусства .

Основным поводом к развёртыванию кампании по борьбе с космополитизмом в СССР стала статья в газете «Правда» от 28 января 1949 года под названием «Об одной антипатриотической группе театральных критиков» . В ней были названы имена нескольких известных театральных критиков, которых обвиняли в «безродном космополитизме», «низкопоклонстве перед западным искусством», «враждебности к советскому театру» и «подрыве советского патриотизма». Среди них были Л. Закс, И. Радин, А. Софронов, Б. Яковский и другие. Большинство из них были евреями, что придавало кампании антисемитский характер. После этой статьи последовали другие публикации в прессе, в которых разоблачались «космополиты» в разных сферах культуры и науки. Также были проведены массовые собрания и митинги, на которых выступали «патриоты» и осуждали «космополитов». Многие «космополиты» были уволены со своих должностей, а некоторые арестованы и расстреляны.

Кампания по борьбе с космополитизмом в СССР продолжалась до смерти Сталина в 1953 году. Она привела к ограничению свободы творчества, науки и культуры, к росту национализма и антисемитизма, к страху и подозрительности в обществе. После смерти Сталина кампания была свёрнута, а многие «космополиты» были реабилитированы.

Источники:

  • Сталин И.В. Тост на приёме в Кремле 24 мая 1945 года // Сталин И.В. Сочинения. Т. 16. М., 1951. С. 153-154.
  • Постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) от 14 августа 1946 года «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» // Правда. 1946. 15 августа. С. 4, Постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) от 26 августа 1946 года «О репертуаре театров» // Правда. 1946. 27 августа. С. 4.
  • Суды чести над учёными // Новая и новейшая история. 1991. № 5. С. 3-28.
  • Распоряжение Совета Министров СССР от 17 мая 1948 года «О ликвидации Музея нового западного искусства» // Советская культура. 1948. 19 мая. С. 2.
  • Об одной антипатриотической группе театральных критиков // Правда. 1949. 28 января. С. 4.

Подробности дела космополитов в СССР

Дело космополитов в СССР — это собирательное название для ряда политических процессов и репрессий, которые были направлены против советских интеллигентов, обвиняемых в космополитизме, антисоветской деятельности и шпионаже в пользу западных стран. Дело космополитов в СССР было частью более широкой кампании по борьбе с космополитизмом, которая началась в 1947 году и продолжалась до смерти Сталина в 1953 году.

Среди самых известных дел космополитов в СССР можно выделить следующие:

  • Дело «КР» — дело о «космополитической группе руководителей театра имени Вахтангова», которое было возбуждено в 1949 году по обвинению в «подрыве советского театрального искусства». В ходе дела были арестованы и осуждены на различные сроки лишения свободы режиссёры Борис Захава, Рубен Симонов, Александр Таиров, актёры Михаил Яншин, Борис Левенберг, Лев Свердлин и другие. Дело «КР» было одним из первых дел космополитов в СССР и послужило сигналом для начала массовых репрессий против советских театральных деятелей .
  • Дело «Антипатриотической группы театральных критиков» — дело о «группе космополитических театральных критиков, занимавшихся подрывом советского театрального искусства и пропагандой западного театра». Дело было возбуждено в 1950 году по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде». В ходе дела были арестованы и осуждены на различные сроки лишения свободы критики Николай Добрынин, Сергей Динамов, Лев Штейнберг, Александр Фадеев, Александр Кугель и другие. Дело «Антипатриотической группы театральных критиков» было одним из самых масштабных и жестоких дел космополитов в СССР и привело к гибели многих невиновных людей .
  • Дело «Ленинградской афферистской группы» — дело о «группе космополитических афферистов, занимавшихся мошенничеством, воровством и шпионажем в пользу западных разведок». Дело было возбуждено в 1951 году по обвинению в «участии в заговоре против советского государства». В ходе дела были арестованы и осуждены на смертную казнь или на длительные сроки лишения свободы архитекторы Александр Васильев, Леонид Полищук, Михаил Охлопков, художники Александр Лактионов, Николай Пунин, Владимир Стерлигов, писатели Владимир Козловский, Леонид Липавский, Михаил Зощенко и другие. Дело «Ленинградской афферистской группы» было одним из самых таинственных и непонятных дел космополитов в СССР и до сих пор вызывает много вопросов и споров .
  • Дело «Еврейского антифашистского комитета» — дело о «группе космополитических еврейских антифашистов, занимавшихся подрывом советской власти и подготовкой национального восстания». Дело было возбуждено в 1952 году по обвинению в «националистической и шовинистической деятельности». В ходе дела были арестованы и осуждены на смертную казнь или на длительные сроки лишения свободы писатели Илья Эренбург, Давид Бергельсон, Перец Маркович, Лев Кассиль, поэты Ицхок Фейфер, Давид Гофштейн, Лейб Квитко, актёры Соломон Михоэлс, Бенджамин Зускин, Ида Каминская, врачи Борис Шимельевич, Яков Этингер, Лев Васильев и другие. Дело «Еврейского антифашистского комитета» было одним из самых трагических и циничных дел космополитов в СССР и стало предвестником «дела врачей» .
  • Дело «Врачей-вредителей» — дело о «группе космополитических врачей, занимавшихся убийством советских лидеров и подрывом здоровья населения». Дело было возбуждено в 1953 году по обвинению в «участии в террористической организации». В ходе дела были арестованы и подвергнуты пыткам врачи Михаил Рыумин, Лидия Тимашук, Яков Рапопорт, Александр Мясников, Анатолий Коган, Борис Коган, Мария Вейсберг, Григорий Маймон и другие. Дело «Врачей-вредителей» было последним и самым скандальным делом космополитов в СССР и было остановлено после смерти Сталина .
Читайте также:  Все, что вы хотели знать о латных доспехах

Это лишь некоторые из многочисленных дел космополитов в СССР, которые затронули сотни и тысячи невинных людей, лишили их свободы, карьеры, семьи и ж

Годы борьбы с космополитизмом в СССР

Борьба с космополитизмом в СССР была идеологической кампанией, которая длилась с 1947 по 1953 год. Она была направлена против советских интеллигентов, которых обвиняли в прозападных тенденциях, антипатриотизме и безродном космополитизме. Этот термин означал отсутствие привязанности к своей родине, народу и культуре, а также слепое подражание и низкопоклонство перед западной цивилизацией. Космополитизм считался идеологией империалистической буржуазии, которая стремилась подорвать советскую власть и социализм.

Кампания по борьбе с космополитизмом была связана с ухудшением международной обстановки после Второй мировой войны, когда началась Холодная война между СССР и США. Советское руководство, во главе с И.В. Сталиным, стремилось усилить свой контроль над обществом, подавить любые проявления диссидентства и укрепить советский патриотизм. Для этого был создан образ врага в лице американских империалистов, которые якобы готовили войну против СССР, и их союзников внутри страны — космополитов, которые предавали интересы своего народа и государства.

Кампания по борьбе с космополитизмом охватила различные сферы жизни: литературу, искусство, науку, образование, культуру, политику. Она сопровождалась массовой критикой, осуждением, увольнением, арестом и репрессиями против тех, кто был заподозрен в космополитизме или связях с ним. Особенно сильно пострадали советские евреи, которые были подвергнуты антисемитским настроениям и дискриминации. Многие еврейские организации, издания, театры и музеи были закрыты или ликвидированы. Некоторые известные еврейские деятели, такие как писатель И.Э. Бабель, поэт О.Э. Мандельштам, актёр С.М. Михоэльс, были арестованы и убиты по приказу Сталина.

Кампания по борьбе с космополитизмом привела к серьёзному ущербу для советской культуры и науки, которые были лишены свободы творчества, международного обмена и развития. Многие талантливые люди были унижены, запуганы, изгнаны или уничтожены. Кампания также усилила атмосферу страха, подозрительности и ненависти в обществе. Она была свёрнута после смерти Сталина в 1953 году, когда начался процесс десталинизации и оттепели.

Вот краткая хронология основных событий кампании по борьбе с космополитизмом в СССР:

  • 1946 год — начало Холодной войны, речь Черчилля в Фултоне, постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», о репертуаре театров, «суды чести» над учёными.
  • 1947 год — расформирование Музея нового западного искусства, критика «странствующего сюжета» в литературоведении, «дело КР» (Красная Россия) — обвинение группы писателей в антисоветской деятельности.
  • 1948 год — выступление А.А. Жданова на съезде советских писателей, введение в оборот термина «космополитизм», статья А.А. Александрова в журнале «Вопросы философии», борьба с вейсманизмом-морганизмом в биологии, осуждение историков-норманистов и хазароведов, закрытие еврейских театров и музеев, аресты и расстрелы членов Еврейского антифашистского комитета.
  • 1949 год — критика «формализма» и «натурализма» в искусстве, осуждение архитекторов, постановление ЦК ВКП (б) «О борьбе с космополитизмом в литературе», аресты и суды над космополитами.
  • 1950 год — критика «буржуазной лингвистики» и «социологизма» в филологии, осуждение философов, аресты и суды над космополитами.
  • 1951 год — критика «буржуазной кибернетики» и «буржуазной физиологии» в науке, аресты и суды над космополитами.
  • 1952 год — критика «буржуазной музыки» и «буржуазной математики» в культуре, аресты и суды над космополитами.
  • 1953 год — смерть Сталина, окончание кампании по борьбе с космополитизмом.

Источники:

[Причины появ

Понятие безродного космополитизма и его связь с идеологической борьбой

Безродный космополитизм, в контексте идеологии Советского Союза, представлял собой явление, критиковавшееся и подвергавшееся борьбе в послевоенный период. Этот термин был тесно связан с идеей лояльности к собственной стране и противостоянием влиянию западных идей.

Идеологическая борьба с безродным космополитизмом началась в контексте укрепления власти после Второй мировой войны. Власти начали активно выступать против явлений, которые рассматривались как проявление космополитизма, предполагая, что это угрожает советской идеологии и безопасности страны.

Важным элементом борьбы стало выделение и преследование так называемых «безродных космополитов» — тех, кто поддерживал западные культурные тенденции, был связан с иностранными обществами или выражал критику в отношении советской системы.

Создание списков подозреваемых и проведение массовых проверок на предмет «космополитизма» в обществе стали частью кампании, направленной на поддержание идеологической чистоты и укрепление единства страны.

Читайте также:  История и суть Пакта Молотова-Риббентропа

Борьба с безродным космополитизмом в СССР стала неотъемлемой частью политической реальности послевоенных лет, оказывая значительное влияние на культурную и общественную сферы.

Борьба с низкопоклонством перед западом в СССР

В послевоенном периоде идеологическая борьба в Советском Союзе приняла новый оборот — борьбу с явлениями, свидетельствующими о низкопоклонстве перед западной культурой и идеологией. Эта часть идеологической кампании была направлена на подавление элементов, которые власти считали негативными для социалистического общества.

В рамках борьбы с низкопоклонством перед западом активно преследовались явления космополитизма — считавшегося проявлением нежелательного влияния западных идей и ценностей. Часто антикосмополитические меры принимали форму закрытия доступа к западной литературе, кино и музыке.

Власти стремились укрепить идеологическую устойчивость общества, подчеркивая превосходство социалистических ценностей. Были проведены кампании, направленные на поднятие патриотического духа и укрепление национальной идентичности.

Эта фаза борьбы с низкопоклонством перед западом в СССР была частью более широкой идеологической стратегии, направленной на укрепление советской власти и формирование единого идеологического фронта в стране.

Краткое описание истории борьбы с космополитизмом в СССР

Борьба с космополитизмом в СССР была идеологической кампанией, которая началась в 1947 году и продолжалась до 1953 года. Она была направлена против советских интеллигентов, которые считались носителями прозападных и скептических настроений, а также против еврейской культуры и науки. Космополитизм определялся как отсутствие патриотизма, интереса к национальной истории и культуре, а также как заискивание перед западной буржуазией.

Кампания была связана с ухудшением отношений СССР с Западом после Второй мировой войны, а также с желанием Сталина укрепить свою власть и подавить любое инакомыслие. Она сопровождалась массовой пропагандой, критикой, цензурой, репрессиями, арестами и расстрелами. Одним из поводов к кампании стала статья в журнале «Большевик» от 1 января 1948 года, в которой обвинялись советские писатели в «безродном космополитизме» и «низкопоклонстве перед Западом».

Борьба с космополитизмом затронула различные сферы жизни общества, такие как литература, искусство, наука, образование, медицина, архитектура и др. Особенно сильно пострадали евреи, которые подвергались дискриминации, изоляции и уничтожению. Были закрыты еврейские театры, музеи, школы, издательства, журналы, радиостанции. Были распущены Еврейский антифашистский комитет и Якутская еврейская автономная область. Были арестованы и расстреляны многие выдающиеся еврейские деятели, такие как Соломон Михоэлс, Ицхак Фейфер, Перец Маркович, Лев Квитко, Давид Бергельсон и др.

Кампания по борьбе с космополитизмом в СССР закончилась после смерти Сталина в 1953 году. В 1956 году на XX съезде КПСС Хрущёв осудил культ личности Сталина и его преступления. Начался процесс реабилитации жертв сталинских репрессий, в том числе обвинённых в космополитизме. В 1961 году был принят закон о гражданстве СССР, который признавал право советских граждан на двойное гражданство. В 1964 году был восстановлен Еврейский антифашистский комитет. В 1970-е годы началась эмиграция евреев из СССР в Израиль и другие страны.

Борьба с космополитизмом в СССР оставила глубокий след в истории и культуре страны. Она привела к утрате многих талантливых людей, к изоляции от мировой науки и культуры, к росту национализма и ксенофобии, к нарушению прав человека и гражданина. Она также стала предметом исследований, публикаций, художественных произведений и общественных дискуссий.

Ниже приведена таблица с основными датами и событиями, связанными с борьбой с космополитизмом в СССР:

<,tr

Дата Событие
24 мая 1945 года Тост Сталина на приёме в Кремле, в котором он назвал русский народ «наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза».
1946 год Появление постановлений Оргбюро ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», а также о репертуаре театров, в которых обвинялись авторы и художники в буржуазном космополитизме и низкопоклонстве перед Западом.
1947 год Начало «судов чести» над учёными, обвиняемыми в антипатриотических и антигосударственных поступках.
1948 год Начало кампании по борьбе с космополитизмом, обусловленной статьёй в журнале «Большевик» от 1 января 1948 года, в которой критиковались советские писатели. Расформирование Музея нового западного искусства. Начало кампании против вейсманизма-морганизма, то есть классической генетики.
1949 год Закрытие еврейских театров, музеев, школ, издательств, журналов, радиостанций. Распуск Еврейского антифашистского комитета и Якутской еврейской автономной области. Аресты и расстрелы многих еврейских деятелей.
1953 год Смерть Сталина и окончание кампании по борьбе с космополитизмом.
1956 год XX съезд КПСС, на котором Хрущёв осудил культ личности Сталина и его преступления. Начало реабилитации жертв сталинских репрессий, в том числе обвинённых в космополитизме.

Известные космополиты и их влияние

Космополитизм — это идеология, которая отрицает национальную принадлежность человека и признает его гражданином мира. Космополиты — это люди, которые не связывают себя с какой-либо страной или культурой, а стремятся к общечеловеческим ценностям и международному сотрудничеству. Космополитизм возник в древности, когда философы, ученые и путешественники пересекали границы и обменивались знаниями и опытом. Среди известных космополитов древности можно назвать Сократа, Платона, Аристотеля, Диогена, Пифагора, Эратосфена, Архимеда и других.

В новое время космополитизм распространился в эпоху Возрождения, когда возникли первые университеты, а также в эпоху Просвещения, когда развивались наука, философия и искусство. Среди известных космополитов нового времени можно назвать Леонардо да Винчи, Микеланджело, Галилея, Ньютона, Лейбница, Вольтера, Руссо, Канта, Гёте, Байрона, Пушкина и других.

В XX веке космополитизм стал связан с глобализацией, миграцией, межкультурным диалогом и защитой прав человека. Среди известных космополитов XX века можно назвать Эйнштейна, Фрейда, Пикассо, Швейцера, Ганди, Эрлиха, Юнеско, Шварца, Сартра, Камю, Борхеса, Маркеза, Солженицына, Сахарова и других.

Космополиты оказывали влияние на развитие науки, культуры, политики и общества, способствуя расширению кругозора, толерантности, солидарности и мира. Однако космополитизм также вызывал критику и противодействие со стороны националистов, шовинистов, фашистов, коммунистов и фундаменталистов, которые обвиняли космополитов в отрыве от реальности, предательстве, разложении и враждебности. В СССР, например, в послевоенный период была развернута кампания по борьбе с космополитизмом, которая преследовала и уничтожала многих выдающихся ученых, писателей, художников и общественных деятелей, в особенности еврейского происхождения .

Таким образом, космополитизм — это явление, которое имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, космополитизм способствует развитию человечества, с другой стороны, космополитизм сталкивается с неприятием и враждой со стороны тех, кто отстаивает свои узкие интересы и идеологии.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
sloboda-balaklava.ru