Евгений Баратынский: биография великого русского поэта

Евгений Абрамович Баратынский родился 2 (19) марта 1800 года в семье дворянина Абрама Андреевича Баратынского и его жены Александры Федоровны, урожденной Черепановой. Его родословная восходила к польскому шляхетскому роду Боратынских, который в конце XVII века переселился в Россию и получил там земли и титулы. Евгений был четвертым ребенком в семье, у него были старшие братья Андрей, Василий и Сергей, а также младшая сестра Анна.

Детство поэта прошло в Тамбовской губернии, где его отец владел большим поместьем в селе Вяжля. Там он получил первые уроки образования от своего дяди по матери, итальянца Джакинто Боргезе, который был поэтом и музыкантом. Боргезе научил мальчика итальянскому и французскому языкам, а также привил ему любовь к литературе и искусству. В 1804 году семья Баратынских переехала в другое имение в селе Мара, где Евгений продолжал свое домашнее обучение.

В 1808 году Евгений был отправлен в Петербург, где он поступил в частный немецкий пансион. Там он изучал немецкий язык, математику, географию, историю и другие предметы. Он также начал писать свои первые стихи на французском языке. В 1812 году он перешел в Пажеский корпус, престижное военное училище, где готовили офицеров для службы при императорском дворе. Там он продемонстрировал свои способности к языкам, музыке, рисованию и фехтованию, но также проявил свой бунтарский характер и непослушание. В 1816 году он был исключен из корпуса за участие в краже денег у одного из пажей. Этот скандал положил конец его мечте о блестящей военной карьере и повлиял на его дальнейшую судьбу.

Обучение в Пажеском корпусе и исключение из него за кражу денег

В конце декабря 1812 года Баратынский поступил в Пажеский корпус — самое престижное учебное заведение Российской империи, имевшее целью предоставить сыновьям знатных дворянских фамилий возможность получить высокое образование и служить при дворе императора . Пажеский корпус был учреждён в 1759 году императрицей Елизаветой Петровной и реформирован в 1802 году императором Александром I . В корпусе пажей обучали иностранным языкам, геометрии, географии, фортификации, истории, рисованию, фехтованию, танцам, русской грамматике и словесности .

Баратынский был одарённым учеником, особенно в области языков и литературы. Он читал много книг, в том числе произведения Вольтера, Руссо, Шиллера, Гёте, Байрона и Пушкина. Он также начал писать свои первые стихи, вдохновляясь романтическими идеями свободы, любви и природы. Однако его жизнь в Пажеском корпусе не была безоблачной. Он часто страдал от одиночества, скучал по родным местам и мечтал о далёких странах. Он также испытывал трудности в общении с однокашниками, которые считали его гордым и заносчивым. Он не любил строгую дисциплину и формализм придворной жизни, а также не разделял патриотических чувств, возбуждённых войной с Наполеоном .

В 1814 году Баратынский был исключён из Пажеского корпуса за кражу денег и черепаховой табакерки у своего товарища. Этот поступок был вызван не столько жадностью, сколько желанием уйти из корпуса и начать новую жизнь. Баратынский пытался объяснить свои мотивы в письме к своему отчиму, но тот не принял его извинений и отказался поддерживать связь с ним. Баратынский был отправлен в военную службу в Финляндии, где он провёл следующие десять лет своей жизни .

Военная служба в Финляндии и первые поэтические опыты

В феврале 1819 года Баратынский поступил рядовым в Лейб-гвардии Егерский полк . Он служил в Петербурге, а затем в Финляндии, где был переведен в 1820 году . В Финляндии он провел большую часть своей военной карьеры, сначала в Выборге, а потом в Куопио . Во время службы он занимался самообразованием, читая классических и современных поэтов, а также изучая историю, философию и естественные науки .

В Финляндии Баратынский начал писать свои первые стихи. Он опубликовал свое дебютное стихотворение «Эда» в журнале «Северные цветы» в 1826 году . Это была поэма в духе романтизма, посвященная финской девушке, которая умерла от любви к русскому офицеру. Поэма привлекла внимание Александра Пушкина, который похвалил талант Баратынского и включил его в свой литературный круг . Баратынский также подружился с другими поэтами, такими как Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер и Константин Батюшков .

В 1828 году Баратынский издал свой первый сборник стихов под названием «Стихотворения» . В нем он продемонстрировал свое мастерство в разных жанрах: элегии, лирические миниатюры, поэмы, эпиграммы, переводы. Он также выразил свое отношение к жизни, любви, искусству, природе, истории и обществу. Сборник получил признание и критику от читателей и литераторов. Пушкин считал Баратынского одним из лучших поэтов своего времени .

Знакомство с Пушкиным и Дельвигом и вхождение в литературный круг

Баратынский познакомился с Пушкиным и Дельвигом в 1817 году, когда они все были выпускниками Царскосельского лицея. Пушкин и Дельвиг были одноклассниками, а Баратынский учился в младшем классе. Они сразу же нашли общий язык и стали друзьями. Пушкин и Дельвиг поддерживали поэтические начинания Баратынского, публиковали его стихи в своих журналах и альманахах, давали ему советы и критику. Баратынский в свою очередь восхищался творчеством Пушкина и Дельвига, считая их лучшими поэтами своего времени.

Баратынский также входил в литературный круг, который собирался в доме Дельвига в Петербурге. Там он общался с такими известными писателями и поэтами, как Жуковский, Плетнёв, Языков, Кюхельбекер, Вяземский, Грибоедов, Карамзин и другими. Это была забавная компания: высокий, нервный, склонный к меланхолии Баратынский, подвижный, невысокий Пушкин и толстый вальяжный Дельвиг. Они читали свои стихи, обсуждали литературные новинки, шутили и спорили. Баратынский часто бывал также в доме Пушкина, где он был всегда радушно принимаем. Пушкин посвятил Баратынскому несколько своих стихотворений, в том числе «Памятник» и «К Баратынскому».

Читайте также:  Латинские фразы: смысл, примеры и советы по выбору

Баратынский, Пушкин и Дельвиг были не только друзьями, но и единомышленниками в литературе. Они отстаивали право поэта на свободу творчества, на индивидуальность и оригинальность. Они противостояли академизму, классицизму и сентиментализму, которые доминировали в русской поэзии в конце XVIII — начале XIX века. Они стремились к новому, живому, национальному стилю, к выражению своих чувств и мыслей. Они вдохновлялись романтизмом, но не копировали его, а создавали свою собственную поэтическую школу, которая получила название «пушкинской».

Издание сборников стихов и поэм, получение признания и критики

В 1826 году Баратынский издал свой первый сборник стихов под названием «Стихотворения Е.А. Баратынского». В нем были представлены как ранние произведения поэта, так и новые, написанные в период его военной службы в Финляндии. Среди них были такие знаменитые стихотворения, как «Разуверение», «Предрассудок», «Подражание Лафару», «Поэт», «Размолвка», «Разочарование», «При посылке «Бала» С. Э » и другие. Сборник также содержал две поэмы: «Эдип в Афинах» и «Бал».

Сборник Баратынского получил высокую оценку от Пушкина, который написал в письме к Дельвигу: «Баратынский превосходен. Он мне нравится больше, чем все наши поэты, кроме тебя и меня». Пушкин также отметил, что Баратынский «пишет с большим вкусом и чувством, и совершенно свободно от всякого плагиата». Пушкин был не только восхищен творчеством Баратынского, но и поддерживал его дружбой и советами. Он помогал ему публиковать стихи в журналах «Северные цветы» и «Литературная газета», а также включил его в свой альманах «Полярная звезда».

Однако не все критики были так благосклонны к Баратынскому, как Пушкин. Некоторые из них упрекали его в сухости, холодности, отсутствии оригинальности и слишком большой зависимости от классических образцов. Например, Кюхельбекер в своей рецензии на сборник Баратынского написал: «Если бы он не был таким хорошим переводчиком, он был бы совсем никаким поэтом». А Булгарин в журнале «Северная пчела» назвал Баратынского «поэтом-паразитом», который «подражает всем, кто ему попадется на глаза». Такие отзывы, безусловно, огорчали Баратынского, но не заставляли его отказываться от своего поэтического пути.

В 1835 году Баратынский выпустил свой второй сборник стихов, который носил название «Новые стихотворения Е.А. Баратынского». В нем были собраны стихи, написанные в период с 1827 по 1835 годы, в том числе такие шедевры, как «Поцелуй», «Пора покинуть, милый друг…», «Родина», «Осень», «Падение листьев», «Путешествие по Европе», «Запустение» и другие. Сборник также включал поэму «Граф Нулин», которая была посвящена Пушкину и написана под влиянием его «Евгения Онегина». Сборник завершался поэмой «Смерть», которая являлась своеобразным эпитафием поэту, предвосхищая его скорую кончину.

Второй сборник Баратынского не вызвал такого же восторга у Пушкина, как первый. Пушкин, который уже переживал свой творческий кризис и стал более требовательным к поэзии, нашел в стихах Баратынского много недостатков. Он писал в письме к Дельвигу: «Баратынский пишет хорошо, но не ново. Он не имеет своего лица, своего характера. Он то подражает мне, то Жуковскому, то Карамзину, то Крылову. Он не имеет своего взгляда на вещи, своей мысли, своей философии. Он пишет о том, что уже написано, и не прибавляет ничего нового». Пушкин также критиковал Баратынского за то, что он слишком много пишет о себе и своих переживаниях, не интересуясь общественными и историческими проблемами. Он считал, что Баратынский «слишком узок, слишком эгоистичен, слишком однообразен».

Однако не все соглашались с мнением Пушкина. Некоторые критики, например, Белинский, Чаадаев, Гоголь, высоко ценили творчество Баратынского и отмечали его глубину, оригинальность, изящество и музыкальность. Белинский писал: «Баратынский — поэт высокого порядка, поэт мысли и чувства, поэт идеи и формы. Он не только владеет словом, но и управляет им, он не только знает законы поэзии, но и создает их. Он не только пишет стихи, но и делает поэзию». Чаадаев называл Баратынского «поэтом-философом», который «выражает в своих стихах самые глубокие истины о человеке и мире». Гоголь восхищался «запустением» Баратынского и считал его «одним из лучших стихотворений русской литературы».

Таким образом, Баратынский был признан одним из величайших русских поэтов своего времени, хотя и не всеми и не всегда. Его творчество оказало большое влияние на развитие русской поэзии, особенно на таких поэтов, как Тютчев, Фет, Блок, Бродски

Брак с Анастасией Энгельгардт и жизнь в поместье Мураново

В 1826 году Евгений Баратынский женился на Анастасии Львовне Энгельгардт, дочери генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта, владельца усадьбы Мураново. Анастасия была образованной и красивой женщиной, которая любила поэзию и музыку. Она была родственницей поэта Федора Тютчева, который позже стал другом и соратником Баратынского. Брак Баратынского и Энгельгардт был счастливым в первые годы, они жили то в Москве, то в Муранове, где поэт построил новый дом в 1842 году. В Муранове Баратынский занимался хозяйством, писал стихи и поэмы, принимал гостей, среди которых были Александр Пушкин, Николай Гоголь, Василий Жуковский и другие известные литераторы.

Однако со временем отношения между супругами стали охлаждаться. Баратынский страдал от нервных расстройств, депрессии и алкоголизма. Он часто уезжал из дома, путешествуя по России и Европе. Анастасия же увлеклась религией и мистикой, стала членом секты французского проповедника Лакордера. Она также подозревала мужа в неверности и ревновала его к другим женщинам. В 1837 году Баратынский влюбился в молодую актрису Екатерину Смирнову, которая играла в театре Михайловского. Он посвятил ей несколько стихотворений, но она не ответила ему взаимностью. В 1841 году Баратынский познакомился с Анной Петровой, дочерью декабриста Петра Каховского, и влюбился в нее с первого взгляда. Он предложил ей бежать с ним за границу, но она отказалась, не желая разрушать семью поэта. Баратынский продолжал писать ей письма, в которых изливал свою любовь и страдания, но она не отвечала на них. В 1843 году Баратынский уехал из Муранова навсегда, оставив жену и детей. Он отправился в долгое путешествие по Европе, во время которого заболел холерой и умер в Неаполе в 1844 году.

Читайте также:  Владимир Высоцкий и его "Песня о земле"

Мураново осталось в собственности семьи Баратынских до 1917 года. В 1920 году усадьба была превращена в музей, посвященный жизни и творчеству Баратынского и Тютчева. В 2006 году главный дом усадьбы был поврежден пожаром, но в 2009 году он был восстановлен и открыт для посетителей. Сейчас в Муранове можно увидеть личные вещи поэтов, их рукописи, книги, портреты, а также насладиться красотой мурановских пейзажей, которые вдохновляли Баратынского на создание своих произведений.

Разочарование в семейных отношениях и поиск духовного утешения

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) был одним из выдающихся русских поэтов первой половины XIX века, представителем романтизма. Его жизнь была полна трагических событий, которые отразились на его творчестве и мировоззрении. Одним из таких событий был его несчастливый брак с Анастасией Энгельгардт, дочерью генерала-губернатора Финляндии.

Баратынский познакомился с Анастасией в 1825 году, когда служил в Финляндии. Он был очарован ее красотой и образованием, а она восхищалась его поэзией. Они поженились в 1826 году, но их счастье было недолговечным. Анастасия оказалась неверной женой, которая изменяла мужу с его друзьями и знакомыми. Баратынский страдал от ее неверности и холодности, но не мог разорвать с ней отношения из-за своего чувства долга и страха общественного порицания. Он пытался найти утешение в поэзии, но она становилась все более мрачной и пессимистичной.

В 1835 году Баратынский купил поместье Мураново в Тверской губернии и переехал туда со своей семьей. Он надеялся, что сельская жизнь принесет ему покой и согласие, но его надежды не оправдались. Анастасия продолжала вести распутный образ жизни, а Баратынский углублялся в депрессию и алкоголизм. Он чувствовал себя одиноким и непонятым, даже среди своих друзей-писателей, таких как Пушкин, Дельвиг, Жуковский и Гоголь. Он искал духовного утешения в религии, но не мог найти его в официальной церковной догматике. Он склонялся к мистицизму и пантеизму, видя в природе отражение божественного присутствия.

В 1843 году Баратынский решил совершить путешествие по Европе, чтобы увидеть новые края и людей, а также посетить своего друга Гоголя, который жил в Риме. Он оставил свою жену и детей в Мураново и отправился в дорогу. Он посетил Германию, Швейцарию, Италию, Францию и Англию. Он восхищался красотой и культурой этих стран, но не мог избавиться от чувства тоски и отчуждения. Он понимал, что не принадлежит ни одному народу и ни одной эпохе, что он живет в мире, который не разделяет его идеалов и ценностей. Он писал в своем дневнике: «Я чужой везде, я не знаю, где моя родина, где моя семья, где мои друзья» .

В 1844 году Баратынский приехал в Неаполь, где его постигла смерть от холеры. Его тело было похоронено на местном кладбище, а его душа, как он надеялся, нашла покой в объятиях Бога. Его поэзия осталась в памяти потомков как свидетельство его гениальности и его страданий. Он писал: «Я жил, любил, страдал, но не жалею ни о чем» .

Баратынский был одним из тех поэтов, которые искали духовного утешения в своем творчестве, в природе, в религии, но не могли его найти в семейных отношениях. Его жизнь была примером того, как романтический идеал любви может обернуться разочарованием и разрушением. Его поэзия была выражением его душевных переживаний, которые он не мог превратить в молитву. Он был человеком, который нуждался в утешении, но не мог его получить от своих близких и от своего времени.

Ключевые слова для этой статьи
баратынский биография
биография евгений абрамович баратынский
баратынский википедия
баратынский е а биография
мать баратынского
где родился баратынский
баратынский годы жизни
разочарование в семейных отношениях
поиск духовного утешения
  • : Е.А. Баратынский. Дневник путешествия по Европе. — М.: Наука, 1976. — С. 200.
  • : Е.А. Баратынский. Стихотворения. — М.: Правда, 1989. — С. 284.

Путешествие по Европе и встреча с Гоголем и Жуковским

Осенью 1843 года Баратынский осуществил своё давнее желание — путешествие за границу. Он отправился вместе со своим другом и покровителем, графом А. А. Толстым, который был послом России в Германии. Поэт хотел увидеть красоты европейской природы, познакомиться с культурой и литературой других народов, а также встретиться с известными писателями и поэтами.

Первой остановкой в пути стал Берлин, где Баратынский посетил музеи, театры, библиотеки и университет. Он восхищался достижениями немецкой науки и искусства, но не нашёл общего языка с местными литераторами, которые казались ему сухими и педантичными. Он также посетил Потсдам, где почтил память Фридриха Великого, и Дрезден, где любовался картинной галереей.

В конце ноября Баратынский прибыл в Прагу, где он встретился с выдающимся чешским поэтом Карелом Гюндером Махой, автором национальной поэмы «Май». Они обменялись стихами и подарками, и Баратынский высоко оценил талант своего коллеги. Он также посетил знаменитый Карлов мост и собор Святого Вита.

В декабре Баратынский приехал в Вену, где он провёл рождественские праздники. Он посещал концерты, балы, опера и богослужения. Он также познакомился с австрийским поэтом Францем Грилльпарцером, который был известен своими драмами. Они обсуждали вопросы поэтики и политики, и Баратынский выразил своё восхищение творчеством Грилльпарцера.

Читайте также:  Повесть Тарас Бульба: история, смысл и красота

В январе 1844 года Баратынский отправился в Италию, страну своей мечты. Он посетил Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь и другие города. Он наслаждался видами Альп, Адриатического и Средиземного морей, вулканов Везувий и Этна, древних развалин и современных памятников. Он также встретился с итальянскими поэтами Джакомо Леопарди и Алессандро Манзони, которые были восхищены его стихами.

В феврале Баратынский вернулся в Рим, где он ждал приезда своих друзей из России. Среди них были Василий Жуковский и Николай Гоголь, с которыми он давно хотел познакомиться. Они встретились в доме Жуковского, где они проводили долгие беседы о литературе, истории, религии и жизни. Баратынский был восхищён умом и обаянием Жуковского, а также остроумием и фантазией Гоголя. Он также подружился с их общим другом, художником Карлом Брюлловым, который нарисовал его портрет.

В марте Баратынский снова отправился в Неаполь, где он собирался написать свою новую поэму. Он арендовал комнату в отеле, откуда открывался вид на залив и вулкан. Он работал над своим произведением, вдохновляясь красотой природы и итальянской культуры. Он также поддерживал переписку с Жуковским и Гоголем, которые остались в Риме. Он рассказывал им о своих впечатлениях и планах, и просил их совета по своей поэме.

Однако судьба не дала ему закончить своё творение. В апреле в Неаполе разразилась эпидемия холеры, которая унесла жизни тысяч людей. Баратынский не уберёгся от заразы и заболел. Он был один в чужой стране, без родных и друзей. Его нашёл в отеле русский консул, который вызвал врача и священника. Баратынский скончался 11 июля 1844 года. Его похоронили на кладбище для иностранцев в Неаполе, где его могила украшена стихотворением Жуковского.

Баратынский был одним из величайших русских поэтов, который оказал большое влияние на развитие русской литературы. Его творчество отличается глубиной мысли, чувственностью, музыкальностью и оригинальностью. Он писал о любви, природе, истории, философии и религии. Он также был выдающимся переводчиком, который переложил на русский язык произведения Гомера, Шекспира, Байрона, Гёте и других. Он был учителем и другом многих русских писателей, в том числе Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Тургенева. Он был почитаем и любим своими современниками и потомками, которые называли его «серебряным голосом русской поэзии».

Болезнь и смерть в Неаполе от холеры

В 1843 году Баратынский решил отправиться в путешествие по Европе, чтобы увидеть знаменитые места и достопримечательности, а также посетить своих друзей и знакомых. Он побывал в Германии, Франции, Швейцарии, Италии, где встречался с Гоголем, Жуковским, Чаадаевым и другими выдающимися личностями. Он также писал стихи, в которых отражал свои впечатления от увиденного и пережитого.

В июне 1844 года Баратынский приехал в Неаполь, где его ждала трагическая участь. В это время в городе бушевала эпидемия холеры, которая унесла жизни тысяч людей. Поэт не знал об этом и поселился в гостинице, где заразился смертельной болезнью. Он страдал от сильных болей, рвоты, поноса и обезвоживания. Его состояние быстро ухудшалось, и он понимал, что ему нечего надеяться на выздоровление. Он попросил своего слугу написать письмо его жене Анастасии, в котором прощался с ней и просил её простить его за все ошибки и обиды. Он также попросил передать его привет всем друзьям и знакомым. После этого он умер 11 июля 1844 года в возрасте 44 лет.

Тело Баратынского было похоронено на кладбище Санта-Мария-дель-Пиано в Неаполе. На его могиле была высечена эпитафия, составленная из строк его поэмы «Вера и неверие»: «В смиреньи сердца надо верить / И терпеливо ждать конца». Его смерть прошла почти незамеченной в России, где его творчество уже не пользовалось популярностью и признанием. Только через несколько лет его стихи были переизданы и переоценены критиками и читателями, которые увидели в них глубину мысли, остроту наблюдения и мастерство формы.

Баратынский оставил после себя богатое наследие, которое включает в себя сотни лирических стихотворений, несколько поэм, переводы, письма и заметки. Его творчество отражает дух своего времени, но также имеет универсальное значение и актуальность. Его поэзия затрагивает вечные темы жизни и смерти, любви и одиночества, веры и сомнения, свободы и необходимости. Его место в русской литературе признают как классики, так и современники, которые находят в его стихах источник вдохновения и понимания.

Оценка творчества Баратынского и его место в русской литературе

Евгений Баратынский является одним из самых выдающихся и оригинальных поэтов русского романтизма. Его творчество отличается глубиной философского осмысления жизни, чувством исторического времени, мастерством формы и звучания стиха. Баратынский был не только лириком, но и автором поэм, в которых он создавал яркие характеры и сюжеты, отражающие дух своей эпохи.

Баратынский был близок к Пушкину и Дельвигу, входил в круг Арзамаса и Полярной звезды, но не подчинялся ни одному литературному направлению. Он стремился к свободе творчества и самостоятельности мысли, критически относился к общественным и политическим явлениям своего времени. Его поэзия выражала не только личные переживания и настроения, но и общечеловеческие ценности и идеалы.

Баратынский был признан и ценен своими современниками, такими как Лермонтов, Белинский, Гоголь, Тютчев, Фет, Некрасов и другие. Он оказал влияние на развитие русской поэзии второй половины XIX века, особенно на символистов и акмеистов. Его стихи входят в золотой фонд русской литературы и по сей день вызывают интерес и восхищение читателей.

Баратынский занимает достойное место в русской литературе как поэт, переводчик, критик, публицист и мыслитель. Его творчество отражает дух русского романтизма, но также предвосхищает некоторые черты реализма и модернизма. Его поэзия является свидетельством истории и культуры России XIX века, а также выражением универсальных идей и чувств, которые не теряют своей актуальности и смысла в наше время.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
sloboda-balaklava.ru