Джавари: секреты выращивания экзотического цветка

Джвари — это древний грузинский монастырь и храм, построенный в первой половине VII века на вершине горы у слияния рек Кура и Арагви близ города Мцхета, бывшей столицы Грузии. Джвари означает «крест» на грузинском языке, так как храм был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Джвари является одним из самых священных и почитаемых мест в Грузии и на всем Кавказе, так как здесь, по легенде, святая равноапостольная Нина воздвигла крест, обративший грузинский народ в христианство. Джвари также является выдающимся образцом средневековой грузинской архитектуры, который в 1994 году был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Джвари состоит из двух церквей: малой, построенной в VI веке, и большой, построенной в VII веке. Обе церкви имеют форму тетраконха — четырехугольника с полукруглыми апсидами на концах. Большая церковь также имеет купол на восьмигранном барабане, который стал образцом для многих других грузинских храмов. Фасады церквей украшены скульптурными рельефами и орнаментами, а внутри хранятся фрески и иконы. Джвари — это не только место религиозного поклонения, но и место культурного и исторического значения, которое привлекает множество туристов и паломников со всего мира.

Джвари расположен в 20 километрах от Тбилиси, столицы Грузии, и в 5 километрах от Мцхеты, древней столицы Грузии. Для посещения Джвари можно воспользоваться общественным транспортом, такси или арендованным автомобилем. Существует несколько маршрутов, ведущих к монастырю, но самый популярный и удобный — это дорога, идущая от Мцхеты через деревню Армази. Дорога достаточно крутая и извилистая, но открывает потрясающие виды на окружающий ландшафт. После того, как дорога поднимается на вершину горы, можно увидеть Джвари, возвышающийся над реками и долинами. Монастырь открыт для посетителей ежедневно с 9:00 до 18:00. Вход бесплатный, но необходимо соблюдать правила поведения и одежды, установленные для православных храмов. Также рекомендуется взять с собой воду, солнцезащитный крем и головной убор, так как на вершине горы может быть жарко и сухо. Джвари — это уникальное и незабываемое место, которое стоит посетить, если вы хотите узнать больше о грузинской истории, культуре и духовности.

История возникновения и строительства монастыря и храма

Монастырь и храм Джвари были построены на месте, где, по преданию, святая Нина, просветительница Грузии, воздвигла деревянный крест в начале IV века. Этот крест стал символом христианской веры для грузинского народа и привлекал множество паломников. По другой версии, крест был установлен царем Мирадатом III в память о своем отце, царе Мирадате II, который принял христианство в 327 году.

В VI веке на месте креста была построена маленькая церковь, которая сохранилась до наших дней в руинах. Она имела форму четырехугольника с полукруглыми апсидами и куполом на четырех столбах. Эта церковь была посвящена Святому Кресту и называлась Цминда-Самеба (Святой Троицы).

В конце VI — начале VII века рядом с маленькой церковью была воздвигнута большая церковь в форме тетраконха (четырехугольника с четырьмя выступающими углами). Эта церковь также была посвящена Святому Кресту и получила название Джвари (Крест). Она стала одним из первых и наиболее значимых памятников грузинской архитектуры и искусства. Ее строительство приписывается разным лицам: по одной версии, ее создателем был архитектор Тодосак, по другой — Микел Тхели, по третьей — царь Стефаноз I.

Монастырь и храм Джвари были не только местами богослужения, но и культурными центрами, где действовали школы, библиотеки, скриптории, мастерские. Здесь создавались и хранились рукописи, иконопись, ювелирные изделия, резьба по камню и дереву. Монастырь и храм Джвари играли важную роль в истории и духовной жизни Грузии, воспевались поэтами и писателями, такими как Шота Руставели, Михаил Лермонтов, Илья Чавчавадзе и другими.

В разные периоды истории монастырь и храм Джвари подвергались разрушениям и восстановлениям, страдали от вторжений ираклидов, арабов, монголов, тимуридов, персов, турок, русских. В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями и превращен в музей. В 1988 году он был возвращен Грузинской православной церкви и возобновил свою деятельность. В 1994 году он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2009 году — в список находящихся под угрозой исчезновения памятников.

Сегодня монастырь и храм Джвари являются одними из самых посещаемых и любимых туристами и паломниками мест в Грузии. Они поражают своей красотой, величием, гармонией с природой и духовной силой. Они свидетельствуют о богатой и славной истории Грузии, о ее вере и культуре, о ее традициях и ценностях.

Архитектурные особенности и скульптурное украшение Джвари

Джвари — это один из самых древних и знаменитых храмов Грузии, построенный в первой половине VII века на вершине горы у слияния рек Куры и Арагви близ Мцхеты. Его название означает «крест», так как по легенде на этом месте святая Нина воздвигла деревянный крест, который стал символом христианства в Грузии.

Храм Джвари представляет собой пример центрального крестообразного типа архитектуры, который был разработан грузинскими зодчими в поисках оптимальной формы для единого внутреннего пространства. В плане храм имеет форму вписанного в квадрат креста с полукруглыми апсидами на концах. Купол на восьмигранном барабане возвышается над центром креста и опирается на четыре сводчатых перекрытия, образующих квадрат в центре храма. Внутреннее пространство характеризуется соразмерностью, ясностью и четкостью. Стены храма выполнены из камня и облицованы красным и черным туфом, создавая контрастный эффект.

Читайте также:  Как повысить качество яйцеклеток для ЭКО: практические советы

Фасады храма украшены скульптурными рельефами и орнаментами, которые подчеркивают архитектурные формы и отражают влияние византийского искусства. На восточной стороне храма расположены три рельефа с изображениями ктиторов — царя Стефана I, его сына Деметрия и епископа Адарназе. На южной стороне храма видны рельефы с изображениями ангелов, святых и животных. Особенно примечательны рельефы с изображениями льва и быка, символизирующих силу и плодородие. Скульптуры выполнены в грубоватом и наивном стиле, но в то же время имеют своеобразный шарм и выразительность.

Храм Джвари является шедевром грузинской архитектуры и искусства, а также важным памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он служит органическим завершением ландшафта и символом средневековой Грузии. Храм Джвари оказал влияние на развитие архитектуры в Кавказе и соседних регионах, став образцом для многих других крестовых храмов, таких как Атенский Сион, Светицховели, Алаверди и др.

Значение Джвари для грузинской культуры и искусства

Монастырь Джвари играет ключевую роль в грузинской культуре и искусстве, представляя собой важное историческое и религиозное наследие. Вот несколько аспектов, подчеркивающих его значение:

  • Духовное значение: Джвари является местом поклонения и молитвы для верующих. Его история тесно связана с религиозными событиями, что придает ему особое духовное значение в грузинской традиции.
  • Архитектурное наследие: Архитектурные особенности Джвари являются образцом грузинского строительства того времени. Уникальное сочетание стилей и форм делает монастырь важным объектом изучения для архитекторов и исследователей.
  • Символ грузинской идентичности: Джвари стал символом грузинской национальной идентичности. Его изображения часто используются в искусстве, литературе и других проявлениях культуры как символ единства и исторической преемственности.

Эти аспекты делают Джвари не только объектом религиозного поклонения, но и важным культурным и историческим центром Грузии.

Джвари как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Джвари — это древний монастырь и храм, расположенный на вершине горы в Грузии, недалеко от столицы Тбилиси. Он был построен в VI веке и является одним из первых памятников христианского искусства в этом регионе. Джвари означает «крест» на грузинском языке, и храм был посвящен кресту, который, по легенде, установил святой Нино, проповедник христианства в Грузии.

Джвари входит в состав комплекса «Исторические памятники Мцхета», который был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году. Этот комплекс также включает в себя Светицховели — собор, где хранится мантия Иисуса Христа, и Самтавро — монастырь, где похоронен святой Нино. Эти памятники отражают историю и культуру Грузии, а также ее роль в распространении христианства на Кавказе.

Джвари является примером грузинского архитектурного стиля, который сочетает в себе элементы византийского и персидского искусства. Храм имеет четырехгранный план с центральной куполом и четырьмя апсидами. Фасады храма украшены рельефами и каменными резьбами, изображающими сцены из Библии, а также геометрическими и растительными орнаментами. Внутри храма сохранились фрески, выполненные в XI-XII веках.

Джвари имеет большое значение для грузинской культуры и искусства, так как он является свидетельством древней христианской традиции и национальной идентичности. Храм также является местом паломничества и туризма, привлекая многих посетителей своей красотой и видами на окружающую природу. Джвари также вдохновлял многих писателей и художников, например, знаменитого русского поэта Михаила Лермонтова, который посвятил храму свое стихотворение «Мцыри».

Что такое Вале-ду-Джавари и где он находится

Вале-ду-Джавари (на португальском Vale do Javari, на английском Javari Valley) — это одна из крупнейших территорий коренных народов в Бразилии, занимающая площадь 85 444,82 км 2 (больше, чем Австрия). Она названа в честь реки Жавари, самой важной реки региона, которая с 1851 года является границей с Перу. Она включает в себя большую часть муниципалитета Аталайя-ду-Норте, а также соседние территории в западной части штата Амазонас. Кроме реки Жавари, ее пересекают реки Пардо, Кишито, Итакуаи и Итуи.

Вале-ду-Джавари является домом для 3000 коренных жителей Бразилии с разной степенью контакта, в том числе для матисов, матсесов, кулинов и других. Среди них оценивается более 2000 человек, принадлежащих как минимум 14 племенам, которые живут в полной изоляции от внешнего мира, таким как изоладос-ду-рио-Кишито, изоладос-ду-Итакуаи (корубо), изоладос-ду-Жандиатуба, изоладос-ду-Альто-Жутаи, изоладос-ду-Сан-Жозе, изоладос-ду-Рио-Бранко, изоладос-ду-Медио-Жавари и изоладос-ду-Жакирана-Амбурус. Эти племена, по всей вероятности, живут глубоко внутри своих резервационных территорий. Неосвоенные племена живут в 19 известных деревнях, идентифицированных из воздуха. По словам Фабрисио Аморима из Национального фонда индейцев, регион содержит «самую большую концентрацию изолированных групп в Амазонии и в мире». Бразильское правительство сделало незаконным для неиндейцев входить на территорию, район (вместе с его жителями) наблюдается правительством из воздуха.

Регион известен тем, что является маршрутом для контрабанды кокаина. Незаконные деятельности, такие как рыболовство (в основном для экспорта пирарук и пирацатинги), лесозаготовки и добыча полезных ископаемых, помогают преступным группам, связанным с наркоторговлей, отмывать деньги и ввозить больше наркотиков в Бразилию .

Вале-ду-Джавари является местом действия репортажа 2011 года «Непокоренные: в поисках последних неосвоенных племен Амазонии» автора Национального географического журнала Скотта Уоллеса. Он рассказывает о 76-дневной экспедиции в 2002 году под руководством Сиднея Поссуэло, чтобы узнать статус «Людей со стрелами», неосвоенного племени. В июне 2022 года британский фриланс-журналист Дом Филлипс и Бруно Перейра, бразильский эксперт по коренным народам Амазонаса, были убиты за то, что помогали защищать коренных жителей от незаконных наркоторговцев, шахтеров, лесорубов и охотников.

Читайте также:  Что такое болезнь Менкеса и как с ней жить?

Вале-ду-Джавари можно сравнить и противопоставить другому месту с одинаковым названием — Джвари, древнему монастырю и храму в Грузии, который также имеет большое значение для культуры и искусства этой страны. Об этих двух разных местах с одинаковым названием Джавари мы расскажем в следующих частях нашей статьи.

Кто живет в Вале-ду-Джавари и каков их уровень контакта с внешним миром

Вале-ду-Джавари — это одна из крупнейших территорий коренных народов в Бразилии, расположенная на западной границе Амазонии с Перу. Она названа в честь реки Жавари, самой важной реки региона, которая с 1851 года является границей с Перу. На этой территории проживает около 5000 коренных жителей из 6 племен, а также самая большая в Амазонии и, возможно, в мире, популяция людей, живущих без какого-либо контакта с внешним миром.

Среди изолированных племен Вале-ду-Джавари можно выделить следующие группы:

  • Изолированные жители реки Кишито (Isolados do Rio Quixito), которые живут в лесах вдоль реки Кишито и ее притоков. Они обладают высоким уровнем самоорганизации и защищают свою территорию от посторонних.
  • Изолированные жители реки Итакуаи (Isolados do Itaquai), также известные как Корубо (Korubo). Они живут в лесах вдоль реки Итакуаи и ее притоков. Они известны своей агрессивностью и использованием деревянных булав в качестве оружия.
  • Изолированные жители реки Жандиатуба (Isolados do Jandiatuba), которые живут в лесах вдоль реки Жандиатуба и ее притоков. Они имеют небольшое население и подвергаются угрозе со стороны нелегальных рыболовов, лесорубов и наркоторговцев.
  • Изолированные жители верховьев реки Жутаи (Isolados do Alto Jutai), которые живут в лесах вдоль верхнего течения реки Жутаи и ее притоков. Они имеют близкие связи с племенем Майоруна (Mayoruna), которое живет на территории Перу.
  • Изолированные жители реки Сан-Жозе (Isolados do Sao Jose), которые живут в лесах вдоль реки Сан-Жозе и ее притоков. Они имеют близкие связи с племенем Матис (Matis), которое живет на территории Бразилии.
  • Изолированные жители реки Бранко (Isolados do Rio Branco), которые живут в лесах вдоль реки Бранко и ее притоков. Они имеют близкие связи с племенем Марубо (Marubo), которое живет на территории Бразилии.
  • Изолированные жители среднего течения реки Жавари (Isolados do Medio Javari), которые живут в лесах вдоль среднего течения реки Жавари и ее притоков. Они имеют близкие связи с племенем Канибари (Kanibari), которое живет на территории Перу.
  • Изолированные жители реки Жакирана-Амбурус (Isolados do Jaquirana-Amburus), которые живут в лесах вдоль реки Жакирана-Амбурус и ее притоков. Они имеют близкие связи с племенем Кулина (Kulina), которое живет на территории Бразилии.

Все эти изолированные племена имеют разный уровень контакта с внешним миром, который зависит от их истории, культуры, экологии и социальной организации. Некоторые из них имеют эпизодические или случайные контакты с другими племенами или с представителями правительства, НГО или церкви. Другие же полностью избегают любого контакта и демонстрируют враждебность к посторонним. В любом случае, все они нуждаются в защите своих прав на землю, культуру и жизнь от внешних угроз, таких как нелегальная добыча ресурсов, заражение болезнями, насилие и дискриминация.

Угрозы для жизни и культуры коренных народов Вале-ду-Джавари

Вале-ду-Джавари (Долина Жавари) — это один из самых изолированных и неприкосновенных регионов Амазонии, где живут около 3000 коренных жителей, принадлежащих к 16 разным этническим группам. Среди них есть как минимум 11 неконтактных племен, которые не имеют никакого общения с внешним миром и сохраняют свои традиционные образ жизни и культуру. Однако эти племена подвергаются серьезным угрозам со стороны незаконных деятелей, таких как лесозаготовщики, золотоискатели, нефтяные компании и наркоторговцы, которые вторгаются на их территорию и нарушают их права на землю, окружающую среду и самоопределение.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются неконтактные племена, является распространение инфекционных болезней, на которые они не имеют иммунитета. По данным Survival International, организации, защищающей права коренных народов, в 2020 году в Вале-ду-Джавари была зафиксирована вспышка кори, которая унесла жизни нескольких членов племени Канамари. В 2021 году жители этого региона также пострадали от пандемии COVID-19, которая распространилась среди контактных и неконтактных племен. По оценкам Survival International, около 30% населения Вале-ду-Джавари заразились коронавирусом, а несколько десятков человек скончались от него. Организация также обвинила бразильское правительство в недостаточных мерах по предотвращению заражения коренных народов и предоставлении им медицинской помощи.

Другой серьезной угрозой для неконтактных племен является нарушение их территориальной целостности и экологического равновесия. Вале-ду-Джавари является одним из самых богатых биоразнообразием регионов в мире, где обитают многие редкие и уязвимые виды животных и растений. Однако эта природная красота и богатство привлекают внимание тех, кто хочет извлечь из них выгоду. По данным Survival International, в Вале-ду-Джавари действуют более 20 незаконных золотодобывающих лагерей, которые загрязняют реки и почву ртутью и другими токсичными веществами, а также угрожают жизни и безопасности коренных жителей. Кроме того, в регионе существует потенциал для разведки и добычи нефти и газа, что также может привести к разрушению окружающей среды и конфликтам с местным населением. Наконец, в Вале-ду-Джавари часто проникают наркоторговцы, которые используют его как маршрут для перевозки наркотиков из Перу и Колумбии в Бразилию и дальше. Эти преступники также представляют опасность для неконтактных племен, поскольку они могут атаковать их, похищать их или заражать их болезнями.

Читайте также:  Гитлер и нобелевская премия мира: факты и мифы

Все эти факторы ставят под угрозу существование неконтактных племен Вале-ду-Джавари, которые являются частью уникальной и неповторимой культуры и истории человечества. Эти племена имеют право на свободу выбора своего образа жизни и уважение к своей идентичности. Они также являются хранителями и стражами своей территории и природы, которые необходимы для поддержания глобального экологического равновесия. Поэтому необходимо принимать все возможные меры для защиты их прав и интересов, а также для предотвращения их исчезновения.

Вале-ду-Джавари как место научных исследований и журналистских репортажей

Вале-ду-Джавари — это одна из самых изолированных и таинственных территорий в мире, где проживает около 20 коренных племен, большинство из которых не имеют контакта с внешним миром. Это делает эту долину привлекательной для научных исследований и журналистских репортажей, которые стремятся раскрыть секреты и угрозы для жизни и культуры этих племен.

Однако посещение Вале-ду-Джавари не такое простое дело. Во-первых, это требует специального разрешения от бразильского правительства и Национальной фондации индейцев (FUNAI), которая охраняет территорию и защищает права коренных народов. Во-вторых, это связано с большими рисками для здоровья и безопасности как для посетителей, так и для местных жителей. Поскольку неконтактные племена не имеют иммунитета к многим болезням, любое внешнее вмешательство может привести к смертельным эпидемиям. Кроме того, некоторые племена могут быть враждебно настроены к чужакам и атаковать их из луков и дротиков. Наконец, в долине действуют незаконные деятельности, такие как вырубка лесов, добыча золота, наркоторговля и браконьерство, которые угрожают экологии и безопасности региона.

Несмотря на все эти трудности, некоторые ученые и журналисты смогли добраться до Вале-ду-Джавари и провести там исследования и репортажи. Например, в 2011 году американский писатель и фотограф Скотт Уоллес написал книгу «Непокоренные: В поисках последних неконтактных племен Амазонки», в которой он рассказал о своем 76-дневном путешествии по долине вместе с группой из 34 человек, включая сотрудников FUNAI, индейцев-переводчиков и вооруженных стражей. Целью экспедиции было найти следы неконтактного племени флекаро, которое было под угрозой исчезновения из-за незаконной деятельности на их землях. Уоллес описал свои впечатления от встречи с другими племенами, такими как майоруна и мацис, а также от увиденной природы и дикой живности.

В 2018 году бразильский журналист Рикардо Стакерт сделал уникальные снимки неконтактного племени, живущего в Вале-ду-Джавари. Он сфотографировал их из вертолета, который летел на высоте около 1,8 км над землей. На фотографиях видны хижины, построенные из листьев и веток, а также люди, одетые в традиционные наряды из перьев и растительных волокон. Стакерт сказал, что его целью было показать миру существование этих племен и привлечь внимание к их уязвимости и необходимости защиты.

Вале-ду-Джавари — это удивительное место, где сохранилась древняя и уникальная культура коренных народов Амазонии. Оно также является объектом научного интереса и журналистского расследования, которые пытаются раскрыть его тайны и проблемы. Однако любое посещение этой долины должно быть сделано с уважением и осторожностью, чтобы не нарушить ее экологическое и культурное равновесие.

Сравнение и противопоставление двух разных мест с одинаковым названием Джавари

Джавари — это название, которое может относиться к двум совершенно разным местам на земном шаре. Одно из них — это Джвари, монастырь и храм в Грузии, построенный в VI веке на вершине горы у слияния рек Куры и Арагви. Другое — это Вале-ду-Джавари, долина в джунглях Амазонии, где живут тысячи коренных жителей, изолированных от внешнего мира. Что же объединяет и что отличает эти два места с одинаковым названием?

Во-первых, можно сказать, что оба места имеют религиозное значение для своих народов. Джвари — это священное место для грузинских православных христиан, так как здесь, по легенде, святая Нина воздвигла крест на месте языческого храма и обратила в христианство царя Мириана III. Вале-ду-Джавари — это территория, где коренные жители поклоняются природе и своим духам-хранителям, а также соблюдают свои традиции и обряды. Оба места являются символами духовности и культурной самобытности своих народов.

Во-вторых, можно отметить, что оба места являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Джвари входит в список исторических памятников Мцхеты, которые отражают развитие грузинской архитектуры и искусства с древних времен. Вале-ду-Джавари входит в список биосферных заповедников, которые представляют собой уникальные экосистемы и биоразнообразие Амазонии. Оба места имеют высокую научную, культурную и экологическую ценность для всего человечества.

В-третьих, можно подчеркнуть, что оба места подвергаются угрозам со стороны современной цивилизации. Джвари страдает от воздействия природных факторов, таких как ветер, дождь и снег, а также от недостаточного финансирования и реставрации. Вале-ду-Джавари страдает от вторжения фермеров, лесозаготовщиков, нефтяников и наркоторговцев, которые нарушают права коренных жителей на свою землю и уничтожают их среду обитания. Оба места нуждаются в защите и сохранении для будущих поколений.

Таким образом, можно сделать вывод, что Джавари — это название, которое объединяет два места с разной историей, географией и культурой, но с общими чертами: религиозным значением, признанием ЮНЕСКО и уязвимостью перед современными проблемами.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
sloboda-balaklava.ru